Тема №2. Методы психологческого познания. - Введение в общую психологию - Общая психология - Каталог статей - Психология
Понедельник, 05.12.2016, 11:25Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Введение в общую психологию [4]
Психические свойства личности [4]
Психические процессы [6]
Контроль знаний по общей психологии [2]
Психологические задачи по общей психологии [1]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Общая психология » Введение в общую психологию

Тема №2. Методы психологческого познания.

Тема 2. Методы психологии

 

Решение различных задач в психологии невозможно без использования определенных приемов, способов методов изучения. Каждая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отра­жает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъяв­ляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологичес­кие принципы: объективность, адекватность, развития.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; путь осущест­вления научного исследования, вытекающий из общих теоретичес­ких представлений о сущности изучаемых объектов.

Методология - система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методология воплощается во всех видах деятельности, в том числе и научной.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

В психологии известны различные классификации методов. Наиболее полной является классификация, предложенная Б.г. Ананье­вым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.

1. Методы сбора данных (эмпирические):

а) основные (наблюдения и эксперимент (лабораторный, естест­венный (констатирующий, формирующий);

б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятель­ности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, оциометрический, близнецовый).

II. Организационные методы:

а) сравнительный,

б) лонгитюдный,

в) комплексный.

III. Методы обработки результатов:

а) количественный (статистический),

б) качественный  (дифференциация материала по уровням и ти­пам).

IV. Методы интерпретации результатов:

а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий и т.п.);

б) структурный (установление структурных связей между всеми

характеристиками личности).  

 

Основные методы

Наблюдeние - метод психологии; заключается в фиксации прояв­лений поведения и получении суждений о субъективных психичес­ких явлениях.

Интроcпeкция - самонаблюдение, наблюдение, объектом которо­го являются психические состояния самого субъекта.

Экcперимeнт в психологии (лат. experimentum - проба, опыт) ос­новной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство уче­ного в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, со­вокупность которых называют методикой исследования.

Методика пcихологичесого исследования - совокупность методов,

применяемых в конкретном исследовании и определяемых соот­ветствующей им методологией.

Экcперимeнт лабораторный - метод психологии, осуществляемый

в искусственных условиях (в специально оборудованных помещени­ях) со строгим контролем всех влияющих факторов.

Экcперимeнт  естествeнный - психологический эксперимент, вклю­ченный в игровую, трудовую или учебную деятельность

Экcпepимeнт кoнcтaтирущий - предусматривает выявление су­ществующих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Экcпepимeнт фор.мирующий (обучающий) - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого пси­хического процесса или качества личности.

Вспомогательные методы

Тестирование - исследование с помощью тестов.

Тест (англ. test - испытание) - стандартизированное психологи­ческое испытание, в результате которого делается попытка оценить от или иной психический процесс или личность в целом. Разли­чают: тесты способностей и достижений, а также личностные тес­ты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты дости­жений служат для определения достижений в различных видах де­ятельности (в учении,.труде и пр.). Личностные тесты предназначе­ны для определения различных психологических качеств личности(мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных особенностей(темперамента, характера, эмоционального состояния и т.д.). При этом используются опросники или проективные тесты.

Оnросники личностные - разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники  делятся на:

а) опросники черт личности;

б) опросникитипологические;

в) опросники мотивов;

г) опросники интересов;

д) опросники ценностей;

е) опросники установок.

 

Проeкmивный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест тат, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Валидность теста (англ. validate- подтверждать, объявлять действительным) - мера соответствия результатов исследования цели тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валидности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессиональному критерию.

Надёжность - постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точ­ность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.

Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и Т.п. По ним можно в извест­ной мере судить об особенностях деятельности, которая привелак их созданию, и включенных в эту деятельность психических про­цессов. Этот метод используется для изучения психического склада личности по текстам (контент-анализ), по рисункам и прочее.

Конmeнт-анuлиз (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей ин­формации (видеозаписей, теле - и радиопередач, интервью и т.д.).

Метод биографический (англ. bio - жизнь, graphx - пишу) - спосо­бы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жиз­ненного пути личности на основе информации, полученной из био­графий,  опросников, интервью, свидетельств очевидцев,  контент­- анализа дневников, писем и т.п.

Беседа - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Интервьюирование - метод социальной психологии, заключаю­щийся в сборе информации, полученной в виде ответов на постав­ленные вопросы.

Анкета (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

Анкетирование - исследование с использованием анкет.

Моделирование - метод исследования психических закономернос­тей, который заключается в построении моделей психических яв­лений и в изучении функционирования этих моделей с использова­нием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Социометрия - метод психологического исследования межлич­ностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

 Мeтoд лонгитюдный - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изме­нения каких-либо психических или поведенческих явлений

Категория: Введение в общую психологию | Добавил: Goleva (16.04.2009)
Просмотров: 1785 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 593
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0