Тема №7. Способности, как индивидуально-психологические особенности личности. - Психические свойства личности - Общая психология - Каталог статей - Психология
Понедельник, 05.12.2016, 11:26Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Введение в общую психологию [4]
Психические свойства личности [4]
Психические процессы [6]
Контроль знаний по общей психологии [2]
Психологические задачи по общей психологии [1]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Общая психология » Психические свойства личности

Тема №7. Способности, как индивидуально-психологические особенности личности.
Психические свойства личности. Способности.

1. Понятие о способностях и задатках.

Слово «способный» означает гoдный к чему-либо, к какой-либо деятельности. Один из видных исследователей способностей в отечественной психологии Б.М. Теплов выделил три признака спо­собностей. Во-первых, способности - это индивидуально-психоло­гические особенности, отличающие одного человека от другого. Во­-вторых, способности только те особенности, которые имеют отно­шение к деятельности. В-третьих, способности не сводятся к зна­ниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в упражнениях, хотя и обуславливают быстроту их приобретения. Отсюда вытекает и определение способностей. Способности - индивидуально-психологические особенности лич­ности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью.

Природные особенности (рост, длина пальцев, и т.п.) не относятся к способностям, так как не являются психическими свойствами, хотя и могут способствовать их формированию.

Показателями способностей могут быть:

1) темп продвижения в овладении деятельностью;

2) широта переноса формирующихся психических качеств;

3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Функции способностей:

Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов выделял три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познаватель­ную. Отсюда можно заключить, что для реализации этих функций необходимы коммуникативные, регуляторные и познавательные способности. Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятель­ности или в нескольких деятельностях. Наличие способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процес­сов и свойств личности

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:

Биологической основой способностей являются задатки.

Задатки  способностей - врожденные анатомо-физиологические

особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сиг­нальных систем.

Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, на сколько они проявятся и оформятся в способности, зависит от условий индивидуального развития и соответствующей деятельнос­ти.

По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки

Задатки многозначны и могут реализовываться в разных типах

способностей (например, слух - в музыкальных, акустических, экс­трасенсорных и пр.).

Сложные способности имеют несколько задатков (например, задатками коммуникативных способностей являются: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной функции).

   Границы задатков шире, чем могут развиться на их основе способности

 В отечественной психологии проблема способностей исследовалась довольно широко (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, к.к. Платонов и др.). Б.М. Теплов показал, что помимо успеха в деятельности, способности детерминируют скорость и легкость овладения той или иной деятельностью.

  

2. Виды способностей.

Классификацию видов иногда называют структурой способностей. Способности человека весьма разнообразны.

По числу и характеру деятельностей, для которых необходимы, способности делятся на:

а) общие, необходимые для любой деятельности (yмcтвенные,

учебные, коммуникативные и пр.);

б) специальные, необходимые для выполнения одной конкрет­

ной деятельности (математические, музыкальные и др.).

Общие и специальные способности всегда взаимосвязаны. Спе­циальные способности не достигают высокого уровня без опреде­ленного уровня развития общих способностей (например, не обла­дая учебными способностями, нельзя стать способным математиком).

 

По составу, строению:

а) элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух),

б) сложные (учебные, трудовые, .общения и др.).

3. По значимости деятельности:

а) ведущая, занимающая главное значение в деятельности,

б) вспомогательные, подчиненные.

 По уровню развития:

а) репродуктивные (способность действовать по образцу),

б) творческие (способность создавать новое).

Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны.

Творческие способности не достигают высокого уровня без опреде­ленного уровня репродуктивных, а в репродуктивных способностях всегда есть элемент творчества.

 

3. Уровни развития способностей.

Среди творческих способностей выделяют два уровня:

·        талант,

·        гений (гениальность).

С уровнем развития способностей связано особое понятие – одаренность.

  Сnособнocmu коммуникативные - способности личности, обеспе­чивающие эффективность ее общения с другими личностями и пси­хологическую совместимость в совместной деятельности.

   Сnoсобноcmu рenродyкmшвные - способность копировать деятель­ность, осваивать ее по образцу, инструкции.

  Сnособноcmu специальные - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определен­ной области деятельности (музыкальной, художественной, литера­турной и т.д.)

Сnособнocmu mворчеcкuе (креаmивные) - креативность (лат. creatio ­созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рас­сматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Талант - высокий уровень развития способностей, чаще специ­альных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в томили ином виде деятельности. Талант достигает высоких результатов общего значения но в пределах уже известных идей и направлений(М.В. Суворов, Л.с. Выготский).

Гeнuальность - высшая степень творческих проявлений личнос­ти, делающая ее выдающейся в соответствующей области или сфере деятельности. Гений создает новые оригинальные пути в разных областях.­

Способности, необходимые учителю физической культуры.

 Дидактические способности - это способности передавать учебный материал делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя адаптировать учебный материал. Трудное делать легким, сложное - простым, неясное – понятным;

Академические способности – это способности к соответствующей области науки. Способный учитель знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в этой сфере, сам ведет исследовательскую работу.

Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психологического состояния;

Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю обязательно проявлять убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;

Организаторские способности – это умение организовать учеников. Сформировать их коллектив воодушевить их на решение каких-либо задач. Кроме того это способность сформировывать собственную деятельность.

Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием добиваться у учеников авторитета;

Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти с ними общий язык, найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения способствующие осуществлению педагогической деятельности;

Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности, предугадывая, что может “получиться” из учеников.

Аттенционные способности – это способности распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины.

Категория: Психические свойства личности | Добавил: Goleva (17.04.2009)
Просмотров: 9323 | Рейтинг: 4.7/6 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 593
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0