1.Понятие об ощущении и восприятии, функции, теории.
Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств).
Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.
ФУНКЦИИ:
Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего Мира.
Отражательная (образная) - построение субъективного образа
свойства, необходимого для ориентировки в мире.
Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование
поведения и деятельности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:
Ощущение - результат нервных процессов, происходящих в специальных нервных устройствах - анализаторах.
Анализатор - сложный комплекс анатомических структур. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящих нервных путей;
3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.
Рефлекс (лат. reflexus - отражение) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.
Peцепторы (от лат. recipere - получать, принимать) - специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему
ТЕОРИИ ОШУЩЕНИЙ
Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.
Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В-Л. Ленин).
Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.
2. Классификация видов ощущений.
По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощушения.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов: класcuфикация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шeppuнгmoном (1906). На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делится на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и
экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А,Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.
По nроucxoждению (генетическая к.ласcuфикация Х. Хэда) выделлют: nротonатичеcкuе и эnикритичеcкuе ощущения.
Модальность (модальный - относящийся к местоположению)качественная характеристика ощушений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительным, слуховым, тактильным и др.
Ощущения зрительные - ощущения, стимулом для которых являются электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувствительные клетки сетчатки глаза.
Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона.
Ощущения слуховые - ощущаются звуковые волны различной амплитуды.
Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебанием звуковых волн, а шумы – в результате нерегулярных колебаний. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп . Звуки бывают простыми или сложными состоящими из не сколько тонов. Один из этих тонов является основным ,определяющим силу и высоту звука, другой сопутствующий (обертоном), определяющим своеобразие (тембр) звука.
Тембр - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками.
Ощущения вестибyлярны – основана на информации ,приходящей из канальцев внутреннего уха
3.Свойства и закономерности ощущений.
Органы чувств |
Величина абсолютного порога ощущения, представленная |
|
в виде условий, при которых возникает едва заметное |
|
ощущение данной модальности |
Зрение |
Способность ощущать свет одной горящей свечи в пол- |
ной темноте на расстоянии 48 км от глаза |
Слух |
Различение тиканья ручных часов в полной тишине на |
расстоянии до 6 м |
Вкус |
Ощущение присутствия одной ложки сахара в 8 л воды. |
Запах |
Ощущение наличия одной капли духов в помещении из |
6 комнат |
Осязание |
Ощущение движения воздуха, производимого падением |
|
крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см |
Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образной форме они представлены в таблице .
Чувствительность- способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействий.
Чувствительности абсолютный пopог (верхний) - это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности или вообще не воспринимается.
Чувствительность относительная (разностная, дифференциальная) - это способность ощущать слабые различия между раздражителями одной модальности.
Чувствительности относительный порог (разностный или дифференциальный) - это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.
Изменение чувствительности:
Чувствительность может изменяться в зависимости от разных условий: характера деятельности, возраста, функционального состояния, от особенностей рецептора, силы и длительности раздражителя. Можно выделить две формы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация. Адаптация заключается в изменении чувствительности при слабых раздражителях, например при переходе из светлого помещения в темное световая чувствительность увеличивается и уменьшается при обратном переходе. Хуже человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Все виды ощущений взаимосвязаны, поэтому ощущения зависят еще и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие анализаторы. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств и есть сенсибилизация.
Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям.
Адаптация (сенсорная) - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещенности его чувствительность снижается. Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при действии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.
Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Например, увеличение
остроты зрения под влиянием слабых слуховых или обонятельных
раздражителей. Известны значительные повышения чувствительности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувствительностью к звукам, текстильщики научаются различать более 60 оттенков черного цвета и т.д.).
Взаимодействие ощущений:
Синестезия – (соощущения)-возникновение под влиянием раздражения одного анализатора, ощущений характерных для других анализаторов (цветовой слух у Скрябина).
|