Тема №2. Основные закономерности психического развития (1). - Лекции - Возрастная психология - Каталог статей - Психология
Воскресенье, 23.11.2014, 14:44Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лекции [21]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Возрастная психология » Лекции

Тема №2. Основные закономерности психического развития (1).

Тема 2.  Основные закономерности психического развития. 

1. Понятие о развитии и движущих силах развития.

 

Психическое развитие – это те  изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма на более высокую ступень.

Создано множество теорий объясняющих психическое развитие ребенка, которые объединены в 2 направления.

1.  Биологизаторское направление:  Наследственность определяет развитие ребенка.

2.  Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки - в идеях философа ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые, в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

Таким образом выделяют биологические и социальные факторы влияющие на развитие. Биологический фактор включает в себя наследственность., темперамент и задатки способностей, протекание внутриутробного периода активность ребенка. Социальный фактор это микро и макросреда в которой живет ребенок.


Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского, который  подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.

Движущие силы развития это те противоречия которые возникают и преодолеваются в процессе жизни.  Основные группы противоречий:

между высокими потребностями и низким уровнем развития, средой и уровнем развития, между уровнем развития и формой деятельности.

 

2. Понятие о ведущей деятельности, и ведущем типе общения.

Ведущая деятельность - это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.

Леонтьев выделяет  3 признака  ведущей деятельности:

1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2. В ведущей деятельности изменяется личность.

3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

ü  эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми;

ü  орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

ü  сюжетно-ролевая игра дошкольника;

ü  учебная деятельность в младшем школьном возрасте;

ü  личностное общение подростков;

ü  профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Потребность в общении у ребёнка возникает очень рано, примерно в один месяц после кризиса новорождённости. Он начинает улыбаться маме, радоваться при её появлении.

Общение с взрослыми создаёт хорошее настроение, повышает активность ребёнка – это становится основой для развития ребёнка:  движений, восприятия,  речи. Если потребность в общении не удовлетворяется  (дети в больнице, в д/д), они  отстают в психическом развитии. Такие дети  вялы, безразличны, физическое развитие плохое, мало двигаются, ощупывают своё тело. Дети при хорошем гигиеническом уходе  отстают в физическом развитии. Недостаток общения в младенчестве носит название госпитализм. Таким образом, в первый год жизни полноценное общение важно для ребёнка. Неполноценное общение сказывается на развитии ребёнка отрицательно и позже и на разных возрастах имеет свою специфику.

М. И.  Лисина изучала изменение общения  ребенка с взрослым человеком на протяжении детства. Ею выделено   4 формы общения:

1) Ситуативно  - личностное (до 1 года). Особенность сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого;  привлекает только личность взрослого. Ограничено рамками ситуации общения. Содержание общения эмоциональный контакт.

2) 1-3 года -  ситуативно-деловое сотрудничество. Ранний возраст, эмоциональный контакт с мамой + потребность в сотрудничестве, которая реализуется  в совместной деятельности с взрослыми.

3) 3-5 лет - внеситуативно – познавательное общение.

Побуждается познавательными мотивами, вырывается из ситуации, где были раннее интересы. Источник информации – взрослый.

4) 4-6 лет     внеситуативно – личностное общение. Взрослый авторитет, чьи задания и требования принимаются по-деловому без капризов и отказа. Важно при подготовке к школе.

5) Младший школьник – деловое сотрудничество в учебной деятельности.

6) Подростки – стремление к независимости от взрослого, ограждение сторон жизни от контроля взрослых.

7) Старший школьник – интерес к взрослому опыту, доверие в отношении с взрослым.

 

Принципы общения взрослого и ребёнка.

Принятие ребёнка таким, какой он есть.

Безусловная любовь к ребёнку

- если ругают, всё равно ребенок знает, что его любят;

- если «двойка», то не говорят что он дурак;

- радуются успехам ребёнка.

Есть и другая любовь: когда отвечает требования родителей, послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее.

Плохо сказывается на ребёнка неприятие, это может  быть в любой семье (Мама красива – дочь замкнута, некрасивость раздражает маму). Положительное ожидание, связанные с принятием ребенка. Эксперимент  Розенталя. Эмпатия – сопереживание другому. Адекватное выражение своего отношения к ребёнку.

 

3. Обучение и развитие, уровни развития.

Социальная  среда  главным образом влияет на развитие ребёнка, это культура, общество, система обучения и воспитания, ближайшее окружение. Вне социальной среды ребёнок развиваться не может.

В психологии есть понятие  сензитивный период. Сензитивный период- это период чувствительности к определённому виду воздействия, период, когда разумнее всего обучать и воспитывать ребёнка.

Пример: сензитивный  период развитие речи  от 1,5 до 3 лет, освоение азов наук – младший школьный возраст, сензитивные периоды существуют и в физическом развитии, научить детей кататься на коньках, плавать, лучше в дошкольном возрасте. 

Развитие – спонтанный процесс протекающий по своим внутренним законам.

Л.С. Выготский   выдвигает положение  о ведущей роли обучения в развитии ребёнка. Он говорит, что высшие психические функции   формируются в совместной деятельности, сначала в общение со взрослыми, а потом постепенно переходит во внутренний план. Л.С. Выготский вводит такие понятия как: ЗБР (зона ближайшего развития),  это потенциальные возможности ребёнка, их можно определить в совместной деятельности помогая ему выполнять задания с которыми он не справляется сам. ЗАР (зона актуального развития) - то, что ребёнок может сделать самостоятельно. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведёт за собой развитие "тянет" его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребёнка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперёд без учёта возможностей ребёнка приведёт в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Категория: Лекции | Добавил: Goleva (21.04.2009)
Просмотров: 30656 | Рейтинг: 4.7/48 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 578
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 0
    Гостей: 0
    Пользователей: 0