Тема №4. Развитие психики ребёнка в младенческом возрасте (0-1 год) (1). - Лекции - Возрастная психология - Каталог статей - Психология
Понедельник, 05.12.2016, 11:27Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лекции [21]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Возрастная психология » Лекции

Тема №4. Развитие психики ребёнка в младенческом возрасте (0-1 год) (1).

Тема 4. Развитие психики ребёнка в младенческом возрасте (0-1 год)

1. Кризис новорождённости.

Процесс рождения - тяжёлый, переломный момент в жизни ребёнка. Психологи называют этот период - кризис новорождённости.

Причины кризиса новорождённости:


- Физиологические (рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);
- Психологические (психика новорождённого ребёнка представляет собой набор врождённых безусловных рефлексов, которые помогают ребёнку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорождённый? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Основную часть времени ребёнок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорождённости.
Ребёнок обладает чувствительностью: различными вкусами; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребёнка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребёнок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребёнок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребёнок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорождённый, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть её лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления".
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребёнка потребности в общении означает, что он в своём психическом развитии переходит от новорождённости в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение с взрослым как ведущая деятельность младенца.

Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение с взрослым.
Ребёнок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически ещё связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребёнка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорождённости (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребёнком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создаёт у ребёнка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремлённый вверх, мало двигаются, ощупывают своё тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжёлые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

4. Основные линии психического развития ребенка.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся ещё на этапе новорождённости, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребёнок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребёнок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребёнком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды;

3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот;

4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы;

5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев;

6-7 месяцев - ребёнок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются;

8-9 месяцев - берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают;

10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).


Развитие речи. Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребёнка на обращённую к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребёнок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребёнка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребёнок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

5. Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребёнка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года".

Внешние проявления кризиса: у ребёнка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребёнок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребёнок обладает. Возможности являются ещё недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (авав - собака, тити - часы). Вывод: ведущая деятельность­: эмоционально-непосредственное общение со взрослым.

Категория: Лекции | Добавил: Goleva (21.04.2009)
Просмотров: 6637 | Рейтинг: 4.5/4 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 593
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0