Деятельность как способ существования.
Деятельность как способ существования.
Наиболее полно понятие деятельности отражено в психологической теории деятельности, которая связана с именами Л.С. Выготского,А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других. Деятельность – категория общественно-историческая. Её изучают представители различных наук (история, анатомия, философия). Психология изучает деятельность с психологической точки зрения. В деятельности человек создаёт предметы материальной культуры, проявляет свои способности, преобразует природу.Таким образом, деятельность человека имеет свою специфику:
1) Деятельность носит творческий характер и направлена на удовлетворение потребностей (общественных и личных)
2) Деятельность человека отличается от деятельности животных. У человека она сознательная.
3) Деятельность человека влияет на него самого, меняет его потребности и самооценку.
4) Деятельность необходимо развивать в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, деятельность человека всегда целенаправленна, созидательна, планова, предполагает творчество.
Деятельность – вид активности человека, направленный на преобразование окружающей действительности и самого себя.
Структура деятельности
1) Цель – фиксируемая потребность
2) Мотивы – побуждение к деятельности
· органические (физиологические)
· функциональные (культурная активность)
· социальные
· духовные
3) Действия – законченные элементы деятельности, направленные на выполнение 1 текущей задачи.
Переход внешних действий в умственный план носит название – интериоризация. Экстериоризация – реализует умственные действия во внешнем плане.
4) Операции – частные акты, действия
5) Результат – конечный продукт деятельности.
Виды деятельности: общение, игра, учение, труд.
Освоение деятельности.
Умение – элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, точно и правильно.
Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые образуются в результате упражнений.
Интерференция – отрицательное влияние ранее приобретённого навыка на новый.
|