Воскресенье, 01.12.2024, 05:04Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Введение в общую психологию [4]
Психические свойства личности [4]
Психические процессы [6]
Контроль знаний по общей психологии [2]
Психологические задачи по общей психологии [1]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Общая психология » Введение в общую психологию

Тема №1. Предмет психологии и её задачи.

 

Тема 1. Психология как наука. Основные отрасли психологии и её задачи

Психология (греческое psyche – душа и logos – учение) - наука о зако­номерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека и животных. Душа в древнегречес­кой мифологии называлась психея. В настоящее время принято символ (Y - буква греческого алфавита) использовать для обозна­чения  психологии. Аристотель, в 5 веке до н.э., говорил, душа это целесообразно работающая система трактате о душе он выявляет идею о неразделимости души и тела. Душа проявляется в различных способностях и деятельности. Аристотеля считают основателем психологии. Официально термин психология введен в употребление Х.Вольфом в серед.19 века. Современная отечественная психология опи­рается на выработанные в процессе её становления и развития принципы.

Основные принципы психологии
 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология - сложная, разветвленная система наук Каждая входящая в эту систему отрасль науки представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление, имеющее свой предмет и использующее свои методы. Основной базисной отраслью психологии является общая психология - она изучает   общие закономерности  возникновения и  развития психики. Общая психология развивается   на основе достижений всех отраслей.

Если в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей:

1. По принципу деятельности:

Психология труда, военная, педагогическая, спортивная, инженерная, искусство, клиническая, юридическая, авиационная, космическая и другие.

2. По принципу развития:

Возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопси­хология, психогенетика  и другие.

3. По принципу отношения личности и общества:

Социальная, политическая, экологическая, экономическая, лич­ности, управления,

 

Психология cnopma - изучает закономерности психической дея­тельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Психология компьютерная - отрасль психологии, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и исполь­зованием компьютеров, включая их математическое и программное обеспечение.

Психология науки - отрасль, изучающая психологические факто­ры научной деятельности с целью повышения эффективности этой деятельности.

Психология искусства - отрасль психологии, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обус­ловливающие создание и восприятие художественных ценностей.

Психология развития - отрасль психологии, изучающая изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Психология возрастная - отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Возрастная психология включает: психологию детского, подросткового, юношес­кого возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию.

Геронтология - психология старости, изучает психологию пожи­лых людей и процессы старения.

Пcиxoгeнeтика - область исследований, изучающая наследствен­ный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимость от генотипа.

Гeнoтип - совокупность генов или каких-либо качеств, получен­ных человеком в наследство от своих родителей.

Зоoпcиxoлогия - отрасль психологии, изучающая сравнительное

развитие психики животных и человека.

Психология дифференциaльная - изучает индивидуально-психоло­гические различия между людьми.

Психология сравнительная - отрасль психологии, изучающая зако­номерности происхождения и развития психики животных и ста­новление человеческого сознания.

Психология социальная - наука, изучающая закономерности пове­дения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики са­мих этих групп.

Психология личности - целостная система знаний, охватывающая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психо­логии личности с другими областями человекознания.

Психология политическая - отрасль психологии, изучающая пси­хологические компоненты политической жизни и деятельности людей.

Психология экологическая - область психологии, изучающая взаи­моотношения человека и окружающей среды (пространственно-гео­графической, социальной, культурной).

Психология экономическая - отрасль психологии, предметом кото­рой является отражение хозяйственных отношений в сознании и по­ведении человека. 

Психология управления - отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления человеком различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Психология прикладная - общий термин для обозначения всех от­раслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях (образование, промышленность, общественные явления, спорт и пр.).

Психология практическая - область психологии, решающая на на­учной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельнос­ти людей и коллективов.

Пcиxoдиагностика (греческое psyche - душа, diаgпоstikоs - способный распознавать) - область психологии, разрабатывающая методы вы­явления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. 

Пcиxoтepапия - процесс лечебного воздействия врача (психоло­га) психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. 

Пcиxoлогия консультативная - отрасль психологии, изучающая де­ятельность психолога-консультанта.

Пcиxoлогическое консультирование - оказание помощи в определе­нии, уточнении и решении проблем клиента.

Пcихокорекция - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с по­мощью восстановительного обучения.

Акмеология (греческое axis - острие, вершина, пик оптимум,   совершенство)  - наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореализации личности.

 

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Среди многочисленных проблем, которые стоят перед современ­ной психологией, выделяются две кардинальные:

1) реализация в теории и практике целостного подхода к чело­веку:

- как к индивиду;

- как к социальному существу;

- как к объекту экологии;

- как к саморегулирующейся личности, что предполагает ориен­тацию на развитую систему самовоспитания;

2) ориентация на уникальную, творческую личность. На перед­ний план выходит такая отрасль науки, как акмеология (психология высших достижений), поскольку как никогда наше общество нужда­ется в творческих людях.

Роль психологии в деятельности учителя физической культуры.  Психология как учебный предмет является  одной из фундаментальных учебных дисциплин, с помощью которой формируется профессиональное мастерство учителя. Она помогает более правильно определять содержание и методы педагогического процесса, адекватно воспринимать особенности отдельных учащихся, рационально организовать их учебную деятельность, учитывая свои сильные и слабые стороны. Находить пути установления взаимопониманий с каждым учеником.

Категория: Введение в общую психологию | Добавил: Goleva (16.04.2009)
Просмотров: 11593 | Рейтинг: 3.5/12 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 598
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0