Личность как способ существования.
Личность как способ существования
1.Понятие о личности:
Соотношение понятий: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность
Индивид – типичный представитель своего рода, носитель типичного природно-обусловленных свойств.
Субъект–человек, как типичный носитель видов человеческой активности.
Личность – человек, как типичный представитель сформировавшегося общества.
Индивидуальность–человек,охарактеризованный в аспектах его неповторимости, непохожести на других людей.
Таким образом, появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему социальных отношений, в результате чего он приобретает особое социальное качество. Он становится личностью. Процесс становления личностью осуществляется в многообразной системе отношений. В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определённый взгляд на окружающее, формируются взгляды , убеждения, мировоззрения.
Личность – это человеческий индивид, как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
ФУНКЦИИ
Личность обеспечивает индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. От личности зависит, как функционируют психические процессы, которые являются функциями личности. Они у человека не остаются спонтанными процессами, а превращаются в сознательные регулируемые операции, которые он направляет на решение своих задач (например, восприятие превращается в сознательное наблюдение, эмоции и воля обусловлены развитием личности и т.д.)
2. Структура личности
По А. В. Петровскому (стратометрическая)
интраиндивидное страто (личность, как индивидуальность, то есть то, что дано от рождения: темперамент, физиологические особенности),
интериндивидное страто (качества личности при взаимодействии с другими людьми),
метаиндивидное страто (воздействие, которое личность оказывает на других людей)
Структура личности по С. А. Рубинштейну:
- Мотивы, идеалы, интересы, убеждения, мировоззрение
- Знания, умения, навыки приобретения в деятельности
- Темперамент, способности, характер
.Структура личности по З.Фрейд:
· ID – «ИД» - «ОНО» - бессознательно (врождённые инстинкты по принципу удовольствия)
· EGO – «ЭГО» - «Я» - сознание (рациональное поведение)
· SUPEREGO – «СУПЕРЭГО» - «СВЕРХ-Я» - совесть (должен)
Мотивационно-потребностная сфера личности.
Мотивы бывают: осознанные и неосознанные. Мотивы объединяются в понятии «направленность личности»
1. Влечение
(неосознанная потребность) |
2. Желание
(осознанная потребность) |
3. Стремление
(побуждение к деятельности) |
4. Интерес
(познавательная потребность) |
5. Склонность
(направленность на определённую деятельность) |
6. Идеал
(к чему стремится) |
7. Убеждение
(система мотива личности, побуждает её поступать в соответствии со своими взглядами) |
8. Мировоззрение
(система взглядов на мир
|
Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации
Различают мотивы учебной деятельности по Марковой :познавательные социальные мотивы роста, самосовершенствования
Мюррей (Зарубежная психология):
мотивы достижений (достижений успеха и избежания неудач)
мотивы власти
мотивы помощи
В основе мотивов лежат потребности – это состояние нужды. Виды потребностей : материальные социальные, духовные.
Пирамида (иерархия) потребностей А. Маслоу .
1. Биологические(Витальные).
2.Потребность в безопасности.
3.Принадлежность к группе.
4.Потребность в уважении.
5.Когнитивные (познавательные) потребности.
6.Эстетические
7.Самоактуализация (реализация своей цели, развитие личности)
Потребности нужды:
· Биологические (витальные)
· Безопасность
Потребности роста:
· принадлежность к группе
· уважение
· когнитивная (познавательная)
· эстетические
Самоакmуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.
Самосознание личности.
Осознание себя, своих потребностей, качеств называется самосознание.
Появляется в 2-2,5 года – происходит осознание себя в зеркале, знает своё имя, свои потребности, 6-7 лет – скрыть своё плохое настроение, 16 лет – второе рождение личности
Мнение человека о себе реализуется в его поведении, в отношении с другими людьми. Всё это является Я-КОНЦЕПЦИЯ (знание человека о себе).
1. компонент когнитивный – знание человека о себе
2. компонент эмоциональный – оценочное отношение к себе
Проявляется в самооценке, которая бывает следующей:
· адекватная
· завышенная
· заниженная
· неадекватно завышенная
· неадекватно заниженная
В уровне притязаний – уровень трудностей, который перед собой ставит, и в самоуважение
)
3. компонент поведенческий – управление, контроль, принятие решений.
|