Воскресенье, 01.12.2024, 05:51Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Введение в общую психологию [4]
Психические свойства личности [4]
Психические процессы [6]
Контроль знаний по общей психологии [2]
Психологические задачи по общей психологии [1]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Общая психология » Психические свойства личности

Тема №6. Личность, как способ существования.

Личность как способ существования.

Личность как способ существования

 1.Понятие о личности: 

Соотношение понятий: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность

Индивид – типичный представитель своего рода, носитель типичного природно-обусловленных свойств.

Субъект–человек, как типичный носитель видов человеческой активности.  

Личность – человек, как типичный представитель сформировавшегося общества. 

Индивидуальность–человек,охарактеризованный в аспектах его неповторимости, непохожести на других людей.

 

     Таким образом, появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему социальных отношений, в результате чего он приобретает особое социальное качество. Он становится личностью. Процесс становления личностью осуществляется в многообразной системе отношений. В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определённый взгляд на окружающее, формируются взгляды , убеждения, мировоззрения.   

Личность – это человеческий индивид, как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

ФУНКЦИИ

Личность обеспечивает индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. От личности зависит, как функционируют психические процессы, которые являются функциями личности. Они у человека не остаются спонтанными процессами, а превращаются в сознательные регулируемые операции, которые он направляет на решение своих задач (например, восприятие превращается в сознательное наблюдение, эмоции и воля обусловлены развитием личности и т.д.)

2. Структура личности

 По  А. В. Петровскому  (стратометрическая) 

интраиндивидное страто  (личность, как индивидуальность, то есть то, что дано от рождения: темперамент, физиологические особенности),

интериндивидное страто (качества личности при взаимодействии с другими людьми),

метаиндивидное страто (воздействие, которое личность оказывает на других людей)

  Структура личности  по С. А. Рубинштейну:

- Мотивы, идеалы, интересы, убеждения, мировоззрение

  - Знания, умения, навыки   приобретения в деятельности

- Темперамент, способности, характер

 

.Структура личности по З.Фрейд:

·        ID – «ИД» - «ОНО» - бессознательно (врождённые инстинкты по принципу удовольствия)

·        EGO – «ЭГО» - «Я» - сознание (рациональное поведение)

·        SUPEREGO – «СУПЕРЭГО» - «СВЕРХ-Я» - совесть (должен)

Мотивационно-потребностная сфера личности.

 Мотивы бывают: осознанные  и  неосознанные. Мотивы объединяются в понятии «направленность личности» 

 

Направленность

личности

1.       Влечение

(неосознанная потребность)

 
2. Желание

(осознанная потребность)

3. Стремление

(побуждение к деятельности)

4. Интерес

(познавательная потребность)

5. Склонность

(направленность на определённую деятельность)

6. Идеал

(к чему стремится)

7. Убеждение

(система мотива личности, побуждает её поступать  в  соответствии со своими взглядами)

8. Мировоззрение

(система взглядов на мир

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации

Различают мотивы учебной деятельности по Марковой :познавательные социальные  мотивы роста, самосовершенствования

Мюррей (Зарубежная психология):

мотивы достижений (достижений успеха и избежания неудач)

мотивы власти

мотивы помощи

 

В основе мотивов лежат потребности – это состояние нужды. Виды потребностей :  материальные социальные, духовные.  
 
 

Пирамида (иерархия) потребностей А. Маслоу .

1. Биологические(Витальные).

 2.Потребность в безопасности.

3.Принадлежность к группе.

4.Потребность в уважении.

5.Когнитивные  (познавательные) потребности.

6.Эстетические

7.Самоактуализация (реализация своей цели, развитие личности)

Потребности нужды:

·                         Биологические (витальные)

·                         Безопасность

 

Потребности роста:

·                         принадлежность к группе

·                         уважение

·                         когнитивная (познавательная)

·                         эстетические

 

Самоакmуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

 

Самосознание личности.

Осознание себя, своих потребностей, качеств называется  самосознание.

 Появляется в 2-2,5 года – происходит осознание себя в зеркале, знает своё имя, свои потребности, 6-7 лет – скрыть своё плохое настроение, 16 лет – второе рождение личности

Мнение человека о себе реализуется в его поведении, в отношении с другими людьми. Всё это является Я-КОНЦЕПЦИЯ (знание человека о себе).

1.   компонент когнитивный – знание человека о себе

2.   компонент эмоциональный – оценочное отношение к себе

Проявляется в самооценке, которая бывает следующей:

·                         адекватная

·                         завышенная

·                         заниженная

·                         неадекватно завышенная

·                         неадекватно заниженная

В уровне притязаний – уровень трудностей, который перед собой ставит, и в самоуважение

 )

3.  компонент поведенческий – управление, контроль, принятие решений.

 

Категория: Психические свойства личности | Добавил: Goleva (17.04.2009)
Просмотров: 5589 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 598
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0