Психические свойства личности. Способности.
1. Понятие о способностях и задатках.
Слово «способный» означает гoдный к чему-либо, к какой-либо деятельности. Один из видных исследователей способностей в отечественной психологии Б.М. Теплов выделил три признака способностей. Во-первых, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способности только те особенности, которые имеют отношение к деятельности. В-третьих, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в упражнениях, хотя и обуславливают быстроту их приобретения. Отсюда вытекает и определение способностей. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью.
Природные особенности (рост, длина пальцев, и т.п.) не относятся к способностям, так как не являются психическими свойствами, хотя и могут способствовать их формированию.
Показателями способностей могут быть:
1) темп продвижения в овладении деятельностью;
2) широта переноса формирующихся психических качеств;
3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
Функции способностей:
Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов выделял три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную. Отсюда можно заключить, что для реализации этих функций необходимы коммуникативные, регуляторные и познавательные способности. Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях. Наличие способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процессов и свойств личности
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:
Биологической основой способностей являются задатки.
Задатки способностей - врожденные анатомо-физиологические
особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем.
Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, на сколько они проявятся и оформятся в способности, зависит от условий индивидуального развития и соответствующей деятельности.
По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки
Задатки многозначны и могут реализовываться в разных типах
способностей (например, слух - в музыкальных, акустических, экстрасенсорных и пр.).
Сложные способности имеют несколько задатков (например, задатками коммуникативных способностей являются: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной функции).
Границы задатков шире, чем могут развиться на их основе способности
В отечественной психологии проблема способностей исследовалась довольно широко (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, к.к. Платонов и др.). Б.М. Теплов показал, что помимо успеха в деятельности, способности детерминируют скорость и легкость овладения той или иной деятельностью.
2. Виды способностей.
Классификацию видов иногда называют структурой способностей. Способности человека весьма разнообразны.
По числу и характеру деятельностей, для которых необходимы, способности делятся на:
а) общие, необходимые для любой деятельности (yмcтвенные,
учебные, коммуникативные и пр.);
б) специальные, необходимые для выполнения одной конкрет
ной деятельности (математические, музыкальные и др.).
Общие и специальные способности всегда взаимосвязаны. Специальные способности не достигают высокого уровня без определенного уровня развития общих способностей (например, не обладая учебными способностями, нельзя стать способным математиком).
По составу, строению:
а) элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух),
б) сложные (учебные, трудовые, .общения и др.).
3. По значимости деятельности:
а) ведущая, занимающая главное значение в деятельности,
б) вспомогательные, подчиненные.
По уровню развития:
а) репродуктивные (способность действовать по образцу),
б) творческие (способность создавать новое).
Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны.
Творческие способности не достигают высокого уровня без определенного уровня репродуктивных, а в репродуктивных способностях всегда есть элемент творчества.
3. Уровни развития способностей.
Среди творческих способностей выделяют два уровня:
· талант,
· гений (гениальность).
С уровнем развития способностей связано особое понятие – одаренность.
Сnособнocmu коммуникативные - способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.
Сnoсобноcmu рenродyкmшвные - способность копировать деятельность, осваивать ее по образцу, инструкции.
Сnособноcmu специальные - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (музыкальной, художественной, литературной и т.д.)
Сnособнocmu mворчеcкuе (креаmивные) - креативность (лат. creatio созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.
Талант - высокий уровень развития способностей, чаще специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в томили ином виде деятельности. Талант достигает высоких результатов общего значения но в пределах уже известных идей и направлений(М.В. Суворов, Л.с. Выготский).
Гeнuальность - высшая степень творческих проявлений личности, делающая ее выдающейся в соответствующей области или сфере деятельности. Гений создает новые оригинальные пути в разных областях.
Способности, необходимые учителю физической культуры.
Дидактические способности - это способности передавать учебный материал делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя адаптировать учебный материал. Трудное делать легким, сложное - простым, неясное – понятным;
Академические способности – это способности к соответствующей области науки. Способный учитель знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в этой сфере, сам ведет исследовательскую работу.
Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психологического состояния;
Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю обязательно проявлять убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
Организаторские способности – это умение организовать учеников. Сформировать их коллектив воодушевить их на решение каких-либо задач. Кроме того это способность сформировывать собственную деятельность.
Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием добиваться у учеников авторитета;
Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти с ними общий язык, найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения способствующие осуществлению педагогической деятельности;
Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности, предугадывая, что может “получиться” из учеников.
Аттенционные способности – это способности распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины.
|