Воскресенье, 28.04.2024, 14:27Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Введение в общую психологию [4]
Психические свойства личности [4]
Психические процессы [6]
Контроль знаний по общей психологии [2]
Психологические задачи по общей психологии [1]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Общая психология » Психические процессы

Тема №12. Познавательная деятельность. Внимание.
Познавательная деятельность. Внимание.
1.Понятие о внимании. Внимание - один из познавательных процессов человека. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимание не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент Проблема внимания на протяжении многих десятилетий привлекает исследователей не только благодаря общепризнанному исключительному значению его для всей сознательной деятельности человека, но и в качестве трудно определяемого объекта исследования. Внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем - либо.
 
2. Виды и свойства внимания.
Рассмотрим основные виды внимания. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Послепроизвольное внимание основано на интересе. Также различают чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли.
     Основные свойства внимания:
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объём внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
 
Способы поддержания устойчивости внимания на уроках физической культуры по системе Е.П.Ильина. 1. Четко ставя цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы, внутренне самостоятельные части (в связи с тем, что учащиеся не могут долго удерживать внимание на одном задании). 2. Ставя задачу, нужно проверить, принята ли она учащимися, понята ли она: ведь ученик может выполнять упражнение, как все, но обращать внимание не на то, что требует учитель, а на поставленную собой задачу (например, вместо того чтобы следить за правильностью отталкивания при прыжках в длину, он поставит задачу прыгнуть как можно далыпе, не обращая внимания на технику прыжка). При пояснении упражнения: 1. Показывая логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного задания к другому был своего рода продолжением одного и того же процесса. Особенно важно соблюдать это правило при теоретической подготовке на уроках физической культуры. Если в цепи взаимосвязанных умозаключений выпадает какое-то звено и сознание учащегося как бы упирается в тупик, то его внимание ослабевает и переключается на другие объекты. 2. Не просто объясняя, а размышляя над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая учащимся вопросы, втягивая их в процесс мышления. Это заставляет учащихся думать, поддерживает их внимание на оптимальном уровне, создает у них готовность отвечать на вопросы. 3. Давая объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая в длинные монологи, не поясняя многократно то, что ученики уже поняли или уже знают из предыдущих занятий. При выполнении учащимися учебного задания хороший эффект в удержании внимания дают следующие меры: 1. Выбор оптимального темпа работы; слишком низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, а слишком высокий, с одной стороны, не дает времени сосредоточиться, а с другой стороны, быстро вызывает утомление, которое тоже приводит к снижению интенсивности внимания. 2. Планирование на урок оптимального объема работы; при очень большом объеме внимание становится неустойчивым вследствие однообразия, монотонности или же вследствие утомления, а при малом объеме возникает неполная загрузка учащихся, появляются паузы, учащиеся начинают отвлекаться
Категория: Психические процессы | Добавил: Goleva (17.04.2009)
Просмотров: 2651 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 598
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0