Тема 2. Основные закономерности психического развития.
1. Понятие о развитии и движущих силах развития.
Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма на более высокую ступень.
Создано множество теорий объясняющих психическое развитие ребенка, которые объединены в 2 направления.
1. Биологизаторское направление: Наследственность определяет развитие ребенка.
2. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки - в идеях философа ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые, в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Таким образом выделяют биологические и социальные факторы влияющие на развитие. Биологический фактор включает в себя наследственность., темперамент и задатки способностей, протекание внутриутробного периода активность ребенка. Социальный фактор это микро и макросреда в которой живет ребенок.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
Движущие силы развития это те противоречия которые возникают и преодолеваются в процессе жизни. Основные группы противоречий:
между высокими потребностями и низким уровнем развития, средой и уровнем развития, между уровнем развития и формой деятельности.
2. Понятие о ведущей деятельности, и ведущем типе общения.
Ведущая деятельность - это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.
Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:
1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.
2. В ведущей деятельности изменяется личность.
3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).
В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:
ü эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми;
ü орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;
ü сюжетно-ролевая игра дошкольника;
ü учебная деятельность в младшем школьном возрасте;
ü личностное общение подростков;
ü профессионально-учебная деятельность в ранней юности.
Потребность в общении у ребёнка возникает очень рано, примерно в один месяц после кризиса новорождённости. Он начинает улыбаться маме, радоваться при её появлении.
Общение с взрослыми создаёт хорошее настроение, повышает активность ребёнка – это становится основой для развития ребёнка: движений, восприятия, речи. Если потребность в общении не удовлетворяется (дети в больнице, в д/д), они отстают в психическом развитии. Такие дети вялы, безразличны, физическое развитие плохое, мало двигаются, ощупывают своё тело. Дети при хорошем гигиеническом уходе отстают в физическом развитии. Недостаток общения в младенчестве носит название госпитализм. Таким образом, в первый год жизни полноценное общение важно для ребёнка. Неполноценное общение сказывается на развитии ребёнка отрицательно и позже и на разных возрастах имеет свою специфику.
М. И. Лисина изучала изменение общения ребенка с взрослым человеком на протяжении детства. Ею выделено 4 формы общения:
1) Ситуативно - личностное (до 1 года). Особенность сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого; привлекает только личность взрослого. Ограничено рамками ситуации общения. Содержание общения эмоциональный контакт.
2) 1-3 года - ситуативно-деловое сотрудничество. Ранний возраст, эмоциональный контакт с мамой + потребность в сотрудничестве, которая реализуется в совместной деятельности с взрослыми.
3) 3-5 лет - внеситуативно – познавательное общение.
Побуждается познавательными мотивами, вырывается из ситуации, где были раннее интересы. Источник информации – взрослый.
4) 4-6 лет внеситуативно – личностное общение. Взрослый авторитет, чьи задания и требования принимаются по-деловому без капризов и отказа. Важно при подготовке к школе.
5) Младший школьник – деловое сотрудничество в учебной деятельности.
6) Подростки – стремление к независимости от взрослого, ограждение сторон жизни от контроля взрослых.
7) Старший школьник – интерес к взрослому опыту, доверие в отношении с взрослым.
Принципы общения взрослого и ребёнка.
Принятие ребёнка таким, какой он есть.
Безусловная любовь к ребёнку
- если ругают, всё равно ребенок знает, что его любят;
- если «двойка», то не говорят что он дурак;
- радуются успехам ребёнка.
Есть и другая любовь: когда отвечает требования родителей, послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее.
Плохо сказывается на ребёнка неприятие, это может быть в любой семье (Мама красива – дочь замкнута, некрасивость раздражает маму). Положительное ожидание, связанные с принятием ребенка. Эксперимент Розенталя. Эмпатия – сопереживание другому. Адекватное выражение своего отношения к ребёнку.
3. Обучение и развитие, уровни развития.
Социальная среда главным образом влияет на развитие ребёнка, это культура, общество, система обучения и воспитания, ближайшее окружение. Вне социальной среды ребёнок развиваться не может.
В психологии есть понятие сензитивный период. Сензитивный период- это период чувствительности к определённому виду воздействия, период, когда разумнее всего обучать и воспитывать ребёнка.
Пример: сензитивный период развитие речи от 1,5 до 3 лет, освоение азов наук – младший школьный возраст, сензитивные периоды существуют и в физическом развитии, научить детей кататься на коньках, плавать, лучше в дошкольном возрасте.
Развитие – спонтанный процесс протекающий по своим внутренним законам.
Л.С. Выготский выдвигает положение о ведущей роли обучения в развитии ребёнка. Он говорит, что высшие психические функции формируются в совместной деятельности, сначала в общение со взрослыми, а потом постепенно переходит во внутренний план. Л.С. Выготский вводит такие понятия как: ЗБР (зона ближайшего развития), это потенциальные возможности ребёнка, их можно определить в совместной деятельности помогая ему выполнять задания с которыми он не справляется сам. ЗАР (зона актуального развития) - то, что ребёнок может сделать самостоятельно. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведёт за собой развитие "тянет" его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребёнка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперёд без учёта возможностей ребёнка приведёт в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
|