Четверг, 28.11.2024, 06:50Приветствую Вас Гость | RSS
Психология. Учебные материалы
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лекции [21]
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Возрастная психология » Лекции

Тема №5. Развитие психики ребёнка в раннем детстве (1-3 года) (1).
Тема 5. Развитие психики ребёнка в раннем детстве (1-3 года).

1. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая деятельность раннего детства. 
Предпосылки предметно-манипулятивной деятельности формируются ещё в младенческом возрасте. Её целью является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребёнок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новосёлова, Кисленко, Гальперин и другие изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы её развития:
1 этап: 1-1,5 года - ребёнок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года - жёсткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребёнок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребёнок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2. Развитие психических функций в раннем возрасте
Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сенситивно к усвоению речи. Автономная речь ребёнка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.

К 1 году словарь ребёнка - 10 слов;
К 1 году и 8 месяцам - 100 слов;
К 2 году - 300 слов и более;
К 3 годам - 1000-1500 слов.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идёт"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Особенности восприятия ребёнка. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения ещё нет. Маленький ребёнок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

3. Проявление личности в раннем возрасте. 
Этапы развития личности.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребёнка. В конце этого периода, при приближении к кризису трёх лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребёнок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребёнок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребёнка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребёнок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребёнка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребёнок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трём годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребёнка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребёнка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребёнка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис трёх лет.

4. Кризис 3-х лет. 

Кризис трёх лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса трёх лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса трёх лет - упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребёнок добивается желаемого. Упрямый ребёнок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса трёх лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) Своеволие - т.е. ребёнок хочет делать всё сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними".
7) Деспотизм - диктует своё поведение (если в семье 1 ребёнок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.


Категория: Лекции | Добавил: Goleva (21.04.2009)
Просмотров: 13252 | Рейтинг: 4.3/12 |
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 598
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0