Итоговый контроль знаний по возрастной психологии
1. Выберите правильный вариант ответа: Возрастная психология изучает а) факты и закономерности развития психики человека; б) общие законы развития и формирования психики; в) проявления психики людей; г) детей дошкольного и школьного возраста.
2. Выберите и вставьте правильный ответ: … - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий. а) наблюдение; б) опрос; в) тестирование; г) эксперимент.
3. Вставьте правильный ответ: Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.
4. Установите соответствие между авторами и теориями: а) Эпигенетическая теория развития личности. б) Учение об интеллектуальном развитии ребенка. в) Теория развития высших психических функций. - - - 1) Э. Эриксон. 2) Ж. Пиаже. 3) Л.С. Выготский.
5. Установите последовательность нравственного развития дошкольников: а) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения; б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами; в) ребенок поступает согласно указаниям взрослых;
6. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска и на ней можно написать все, что угодно. Какой фактор он считал главным в психическом развитии ребенка?
7. Выберите правильный ответ: Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются а) зоной актуального развития; б) зоной ближайшего развития; в) зоной перспективного развития.
8. Выберите и вставьте правильный ответ: Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским. а) закономерности; б) функции; в) характеристики.
9. Вставьте пропущенное слово: … - это первая социальная потребность человека.
10. Установите соответствие: а) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их. б) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом. в) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов. г) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей. - - - 1) Конструирование. 2) Сюжетно-ролевая игра. 3) Труд. 4) Учебная деятельность.
10. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития. Установите правильную последовательность стадий этой периодизации: а) латентная стадия (затухание интереса к сексуальной стороне жизни); б)фаллическая стадия (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослому); в) оральная стадия (формируется неудовлетворенность всем предлагаемым); г) анальная стадия (определяющим становится принцип реальности).
11. Кто автор этой теории? Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок –вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
13. Выберите правильный ответ: Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают а) условные рефлексы; б) безусловные рефлексы; в) слуховые анализаторы.
14. Вставьте правильный ответ: … - простейшая первичная форма самосознания. а) узнавание себя; б) самооценка; в) автономная речь.
15. Вставьте правильный ответ: … - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
16 . Установите соответствие между видами мышления и их содержанием: а) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия. б) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений. в) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами . - - - 1) Наглядно-действенное. 2) Наглядно-образное. 3) Словесно-логическое.
17. Установите последовательность формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому: а) формируются в совместной деятельности; б) переходят во внутренний план; в) становятся внутренними психическими процессами ребенка.
18. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика? Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
19. Выберите правильный ответ: Кризис 7 лет – это: а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности; б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх; в) тревожность, демонстративность, вербализм. г) все ответы верны; д) правильного ответа нет.
20. Выберите и вставьте правильный ответ: Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка. а) учебные действия; б) манера поведения учителя; в) действия осознанности.
21. Вставьте правильный ответ: В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому.
22. Установите соответствие: Новообразования: а) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания. б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность. в) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи. Возраст: - - - 1) младший школьный; 2) ранний возраст; 3) дошкольный.
23. Назовите доминирующие интересы подростков (по Л.С. Выготскому) в порядке возрастания: а) интерес подростка к собственной личности - эгоцентрическая доминанта; б) установка подростка на более дальние дела, чем на ближайшие (перспектива) - доминанта дали; в) стремление подростка к неизвестному (рискованному) – доминанта романтика.
24. Укажите возрастной период, которому соответствуют Антон и его друзья. Учившийся на одни 5-ки Антон вдруг начал терять интерес к учебе. У него появились какие-то дела, новые друзья. Они постоянно встречались, слушали музыку, о чем-то говорили.
25. Выберите правильный ответ: Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является: а) притязание на признание среди подростков: б) похвала родителей; в) желание получить хорошую оценку.
26. Выберите и вставьте правильный ответ: Сленг в подростковом возрасте придает эффект усиления чувства … тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы: а) дружбы; б) сплоченности; в) доверия.
27. Вставьте правильный ответ: Старшеклассники – «люди, обращенные в …, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности» ( Л.И. Божович).
28. Установите соответствие: Преобладающий мотив учения: а) Практический мотив (связь с профессией). б) Чтобы быть не хуже других. в) Мотив получения хорошей оценки. Возраст: - - - 1) Младший школьник. 2) Подросток. 3) Старший школьник.
29. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст): а) самоопределение; б) чувство взрослости; в) произвольность.
30. Основными ценностями какого возраста становятся выбор спутника жизни и профессиональная деятельность?
31. Выберите правильный ответ: Основное новообразование старости: а) мудрость; б) эгоистическая стагнация; в) генеративность. -----------------------------------
|